В этом году ГК «Нейс-Юг» инвестирует в свое развитие 150 млн руб. Компания наладила параллельный импорт запчастей из Турции и Китая. Она намерена расширить географию присутствия на юге России и открывает дополнительные сервисные станции в Краснодаре и городах СКФО. В планах — производить запчасти под собственным брендом: сейчас компания разрабатывает 10-15 позиций.
N: — Как сказался уход европейских брендов на работе ГК «Нейс-Юг» в этом году? Как переживаете изменения, что предпринимаете?
Б.Х.: — В этот год мы заходили с большими перспективами и планами — у нас уже были заказы на примерно 500 единиц техники MAN и DAF. Но в связи с началом спецоперации после 24 февраля их поставки были приостановлены. На сегодняшний момент клиентам все авансы возвращены и обязательств по тем договорам нет.
Самый главный вопрос — это сервис и ремонт. Парк европейских грузовиков огромный, его необходимо поддерживать и обслуживать. Возникли большие сложности, потому что поставки запчастей из Европы тоже остановились. Мы решили, что наши клиенты ни в коем случае не должны пострадать, и начали искать пути выхода из этой ситуации. Наладили параллельный импорт запчастей из Турции и Китая, ищем поставщиков на отечественном рынке. Помимо этого мы стали дистрибьютором турецкого производителя запасных частей BSG. За время совместной работы мы получили уже третий контейнер. Это запчасти надлежащего качества, часть из них использовалась при производстве грузовиков европейских марок. За счет этого нам удалось сохранить клиентскую базу, и на сегодняшний день сложностей с ремонтом из-за нехватки запчастей у нас нет. Рано или поздно любая свободная ниша заполняется. Есть ощущение, что немного вернулись в 1990-е и 2000-е гг., потому что нет централизованных поставок, и каждый сам пытается что-то привезти и сделать. С другой стороны, это время возможностей, передела рынка, и есть шанс выйти на новый уровень.
Сейчас в нашем портфеле появился новый бренд. Еще до начала украинских событий мы думали о том, как диверсифицировать портфель, и нашли в Китае автомобиль, который можно назвать «китайский MAN». Это бренд Sitrak, производитель — компания Sinotruk, он на рынке Китая уже больше 8 лет. Это премиальный сегмент в китайском автопроме, и он близок по качеству к европейским брендам. Кабина, а также большая часть узлов и агрегатов в нем сделана по лицензии MAN. Начиная с мая мы изучили технику, провели несколько презентаций и представили ее на выставке. На сегодняшний момент это действительно хорошее предложение на нашем рынке, автомобиль полностью отвечает всем требованиям безопасности и качества. Клиенты смотрят на него с осторожным оптимизмом. Надеемся, что они вообще не почувствуют перехода и бренд Sitrak займет освободившуюся нишу. Сейчас активно наращиваем объемы заказов и планируем до конца года продать 300 единиц техники Sitrak.
Также активно занимаемся полуприцепной техникой. Еще в позапрошлом году начали работать с отечественными производителями — Grunwald и «Тонар». На сегодняшний день мы практически полностью перешли на эти два бренда, которые тоже отвечают всем требованиям европейского качества.
N: — Какие компании сейчас покупают автомобили Sitrak?
Б.Х.: — Основные покупатели — дорожно-строительные компании, перевозчики инертных материалов и зерна. Те сегменты бизнеса, с которыми мы работали и раньше. Также это ретейл, компании, которые занимаются производством и сельским хозяйством. Сейчас еще ведем несколько сделок с перевозчиками горюче-смазочных материалов.
Бренд Sitrak— сейчас достаточно эксклюзивное предложение на рынке. Если мы говорим о самосвалах, конкуренты — это другие китайские марки и MAZ. В сегменте тягачей единственный конкурент на сегодняшний день —KAMAZ. Да, мы знаем, что другие китайские производители сейчас активно занимаются сертификацией своих автомобилей, но неизвестно, когда они выйдут на рынок и насколько будут ремонтопригодными. Поскольку Sitrak сделан на основе MAN, у него достаточно хорошая заменяемость запчастей и сложностей с ремонтом и обслуживанием не будет. Европейские бренды по-разному себя повели, в свою очередь, MAN полностью поддерживает гарантийные обязательства и сервисные контракты, мы продолжаем с ним работать. Текущие крупные дилеры MAN объединились в сетку, поэтому грузовики Sitrak уже могут ремонтировать около 30 дилерских станций по всей России. Это наше огромное конкурентное преимущество, основной упор делаем на развитие послепродажного обслуживания. Для коммерческого транспорта это самое главное, поскольку грузовики примерно все одинаковые, и вопрос только в том, кто предложит клиенту полный сервис и качество. Наша цель — европейский сервис наложить на китайский автопром.
N: — Как обстоят дела с поставками Sitrak, есть ли сложности?
Б.Х.: — Да, небольшие сложности с логистикой есть. Завод в Китае готов осилить любой наш заказ. Но пропускная способность из Европы была выше, существовало около 15 таможенных пунктов. У Китая их всего пока 2-3, и есть ограничения. Сейчас этот вопрос решается, на днях запускается Благовещенский мост, уверен, что к концу года ситуация однозначно улучшится.
N: — Как соотносятся цены на автомобили Sitrak и их европейские и российские аналоги?
Б.Х.: — Цены на Sitrak сопоставимы с ценами на KAMAZ. Сравнивать с европейскими брендами тяжело, потому что на данный момент не можем получить поставки. Конечно, из-за того что курс упал, цены на них бы сейчас снизились.
N: — Какую долю, по вашим прогнозам, займет Sitrak в продажах компании?
Б.Х.: — Раньше 75% в продажах грузовиков занимал MAN, 20% —DAF и 5% —Iveco. Сейчас есть только Sitrak. Мы, конечно, рассматриваем и других производителей, но пока никого больше не добавляем. Наша задача — расширить географию присутствия на юге России. Если раньше у компании «Нейс-Юг» было три обособленных подразделения — в Ростовской области, Астрахани и Ставрополе, то сейчас мы планируем дополнительно открыть сервисные станции в Краснодаре, возможно, еще в паре городов в ЮФО и СКФО. Где-то используем партнеров, где-то сами инвестируем.
N: — Сколько вы в целом инвестируете в этом году в развитие компании?
Б.Х.: —Около 150 млн рублей. Это инвестиции в первую очередь в увеличение оборотных средств, открытие собственных представительств в городах ЮФО, СКФО и разработку запчастей. Мы планируем развивать сеть оптовых продаж запасных частей под собственным брендом. Этим вопросом начали заниматься еще года 4 назад. Уже есть собственные наработки по запасным частя и компонентам грузовиков, сейчас разрабатываем около 10-15 позиций, которые в дальнейшем планируем производить.
N: — Как вы оцениваете перспективы рынка грузовиков в Ростовской области и на юге России в нынешнем году?
Б.Х.: — Спрос на рынке есть, он никуда не делся, клиентам нужны автомобили. Дороги строятся, уже разыграны объемы дорожно-строительных работ на 2023-2025 годы, то есть будет работа, соответственно, будет спрос на технику. В марте-апреле произошел спад, но сейчас ситуация выровнялась, и деловая активность находится на достаточно высоком уровне. Сегодняшнюю ситуацию не сравнить с тем, что было в 2008 или в 2014 году.
Последние три года мы жили в ситуации жуткого дефицита техники и удовлетворили за это время, наверное, только 40% от спроса. Машины рано или поздно выходят из строя, постоянно идет убыль транспортных средств. Поэтому спрос в любом случае есть. Где-то он отложенный, где-то компании расширяются — все по-разному. Кто-то закрывается, а кто-то нашел для себя новые возможности и наладил поставки из Китая, Ирана и активно начинает закупать под это технику.
Мы планируем наращивать объемы продаж за счет расширения сервисных центров на юге и Северном Кавказе.
N: — Рассчитываете на рост или снижение финансовых показателей по итогам этого года?
Б.Х.: — Общая выручка, по трем компаниям, входящим в ГК «Нейс-Юг», за прошлый год составила около 2,8 млрд рублей. Компания сработала с прибылью. Мы надеемся, что прибыль по итогам этого года должна быть сопоставима с прошлым, а может быть, даже и выше.